Это должно было стать большой проблемой для чешских пивных, но в итоге им помогло

Чехи уже пять лет не могут курить в ресторанах. Рестораторы опасались, что большая часть ресторанов из-за этого обанкротится, но этого не произошло. Но теперь владельцы ресторанов вынуждены постоянно разбираться с жалобами жильцов на шум, а некоторые участвуют в «движении сопротивления курильщиков».

Когда в 2017 году в Чехии был принят закон о борьбе с курением, это вызвало бурю возмущения среди владельцев и завсегдатаев пивных заведений. В то время рестораторы больше всего беспокоились о том, что их рестораны и бары обанкротятся. Однако по прошествии пяти лет общественность, кажется, смирилась, и люди уже не скучают по пепельницам на своих столах.
«Конечно, наши постоянные клиенты восприняли это изменение негативно, — говорит владелец трактира Na Růžku (Млада Вожице) Мартин Грёлинг. Но у ресторана есть открытая терраса, и курильщики могут курить на свежем воздухе. «Я думаю, что для пивных в деревнях, где мало жителей, и посетители только выпивают, этот закон означал ликвидацию предприятия. Во многих деревнях теперь роль пивных играют гаражи, люди собираются там, пьют и общаются. И для нас этот закон вначале был проблемой», — говорит Грёлинг.
До 2017 года местные жители привыкли к тому, что в трактире Na Růžku можно спокойно курить. Поэтому в связи с новым законом некоторые завсегдатаи перестали посещать трактир. Но в итоге некоторые завсегдатаи привыкли, вернулись в трактирн и выходят курить наружу.

Здоровая среда и расцвет террас
По словам Грёлинга, закон о борьбе с курением не навредил его трактиру. «Поменялась клиентура. К нам теперь ходят мамы с детьми, не только завсегдатаи на пиво. Возможно, стало даже лучше. Когда целая семья приходит поесть, это для нас выгоднее, чем когда завсегдатаи выпивают только несколько кружек пива», — добавляет Грёлинг.

Лубош Кастнер из Ассоциации малых и средних предприятий и частных предпринимателей Чешской Республики также говорит, что лпасения рестораторов не подтвердились. «Я не могу подтвердить, что антитабачный закон является ликвидационным для ресторанов и пивных баров. Количество заведений общепита за 5 лет действия закона не изменилось, и лично я считаю, что это пошло на пользу гастрономии. В частности привело к улучшению здоровья работников ресторанов и баров, ведь их больше никто не заставляет вдыхать дым».
Часто говорилось, что проблемы в основном касаются деревенских ресторанов. «Там это вызвало бурные дискуссии и эмоции. Но на бизнес как таковой это не повлияло. Когда я смотрю на продажи, количество ресторанов и показатели отрасли, то вижу, что ничего не изменилось», — поясняет Кастнер.
В связи с законом о борьбе с курением началось бурное развитие открытых террас возле ресторанов. «Каждый ресторатор хочет иметь террасу, неважно, Макдональдс это или чешский ресторан. Лично я хотел бы призвать муниципальных чиновников не ограничивать террасы, потому что террасы на открытом воздухе сейчас переживают бум, и это не только вопрос бизнеса», — говорит Кастнер.
Если у ресторана нет террасы, клиенты курят перед входом. Это часто вызывает жалобы жителей домов, особенно в центре города.

«За последние пять лет было много жалоб и полицейских проверок, люди жалуются все чаще, особенно из-за шума. Конечно, когда много людей стоит на улице, их слышно. И я несу за них ответственность, особенно когда они стоят перед входом с напитками в руках», — говорит Томаш Бартик, владелец ресторана Malá Bretaň в центре Праги.
И здесь до 2017 года можно было курить, но Бартик краха не боялся. «Меня больше беспокоило само по себе ограничение бизнеса. Раньше вокруг Národní třída было много предприятий, которые были исключительно для некурящих и обанкротились. Поэтому я не понимал, почему правительство вмешивается в частный бизнес. Но теперь я рад, что в моем ресторане больше не курят».

Курительные клубы балансируют на грани легальности
Из-за закона о борьбе с курением некоторые рестораны решили назваться частными курительными клубами. Клуб «Batailon» из г.Мнишек-под-Брдами в 2018 году был за это оштрафован санэпидстанцией на 18 000 крон.
Владелец клуба Мартин Пасек подал кассационную жалобу на это решение, которое в начале 2022 года было отклонено Высшим административным судом. «Мы подадим жалобу в Конституционный суд и посмотрим. Я считаю решение несправедливым, потому что нас посещали только люди, которые согласны, что в нашем клубе курят. Мы не пускали сюда детей или людей, у которых не было членства в клубе», — объясняет Пасек.
По его словам, запрет курительных клубов несправедлив, потому что это не рестораны и не бары. «Разница в основном в клиентуре. Люди, которые ходят в клуб, хотят курить. А если они некурящие, то знают, что от них будет вонять дымом и идут в клуб добровольно, чтобы встретиться с друзьями», — поясняет Пасек.
Однако закон о борьбе с курением распространяется на все заведения, где подают напитки или закуски. Согласно решению Верховного суда, клуб «Batailon» является предприятием общественного питания, поэтому курение в его помещениях запрещено.
«Подпадает ли предприятие под действие конкретного закона, зависит также от фактического характера его деятельности, и юридических обязательств нельзя избежать путем целенаправленного создания «частного клуба», — говорится в решении суда.

Оригинал статьи