Чешское правительнство отказывается возмещать ущерб бизнесу

Хочет ли наше правительство избежать возмещения ущерба, нанесенного в результате мер, принятых во время чрезвычайной ситуации?

Ситуацию с пандемией правительство Чешской Республики сначала пыталось решить с помощью чрезвычайных мер в соответствии с Законом о кризисе. Спустя почти две недели оно начало ограничивать основные права и свободы человека посредством чрезвычайных мер, принятых Министерством здравоохранения Чешской Республики в соответствии с Законом об охране здоровья населения. Многие рассматривают этот маневр правительства как целенаправленный шаг, чтобы помешать заинтересованным лицам добиваться компенсации ущерба в соответствии с Законом о кризисе. Может ли правительство с помощью этого маневра действительно освободиться от ответственности за ущерб? По нашему мнению, это не так.
В результате распространения пандемии правительство Чешской Республики (именуемое в дальнейшем «Правительство») постановлением от 12 марта 2020 года, опубликованным в Сборнике законов под № 69/2020, объявило чрезвычайное положение согласно положениям § 5 и 6 Конституционного закона № 110/1998 Sb. О безопасности Чешской Республики в действующей редакции (далее просто «Закон о безопасности»), вступившее в силу с 14.00 12 марта 2020 года на срок 30 дней. Мы не обсуждаем здесь, имеет ли постановление правительства об объявлении чрезвычайного положения все атрибуты, требуемые Законом о безопасности.
Объявив чрезвычайное положение, правительство уполномочило само себя принимать отдельные распоряжения – антикризисные меры согласно § 5 (а – е) и § 6 Закона № 240/2000 Sb. об антикризисном регулировании в действующей редакции (далее – «Закон о кризисах»).
В случае распространения эпидемии Министерство здравоохранения Чешской Республики (именуемое в дальнейшем «MZČR») также может принимать чрезвычайные меры для защиты населения в соответствии с положениями § 80 (g) Закона № 258/2000 Sb. об охране здоровья населения в действующей редакции (далее просто «Закон об охране здоровья») в сочетании с положениями § 69 Закона об охране здоровья населения.

Антикризисные меры

В связи с объявлением чрезвычайной ситуации было принято несколько чрезвычайных мер, которые впоследствии были заменены чрезвычайными мерами Министерства здравоохранения. В результате этих мер люди были ограничены в сферах розничной торговли и услуг, в частности в сфере общественного питания и использования общественных спортивных и культурных объектов, а также в продаже услуг по краткосрочному проживанию. Кроме того, было существенно ограничено свободное передвижение людей.

Компенсация ущерба, нанесенного в результате применения антикризисных мер в соответствии с Законом о кризисах

Если в результате антикризисных мер, предусмотренных Законом о кризисе, нанесен ущерб имуществу юридических или физических лиц (предпринимателей и не предпринимателей), государство обязано такой ущерб возместить. В этом случае ущерб всегда должен быть напрямую связан с действующими антикризисными мерами. Освобождение от возмещения ущерба возможно только в том случае, если пострадавшая сторона сама причинила себе ущерб.

Чрезвычайные меры, принятые Министерством здравоохранения

Правительство продлило некоторые запреты, предписанные чрезвычайными мерами в соответствии с Законом о кризисах, посредством чрезвычайных мер Министерства здравоохранения, принятых в соответствии с Законом об охране здоровья населения. Вопрос в том, чего правительство хочет этим добиться. На первый взгляд может показаться, что правительство пытается обойти необходимость возмещения ущерба пострадавшим субъектам в соответствии с Законом о кризисах, поскольку продление запретов на основании чрезвычайных мер MZČR было введено со ссылкой на Закон об охране здоровья населения, а не со ссылкой на Закон о кризисе.

В отличие от Закона о кризисе, Закон об охране здоровья населения не содержит регламентацию требований о возмещении ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных мер. Компенсация ущерба в соответствии с Законом № 89/2012 Sb., Гражданский кодекс в действующей редакции, не может рассматриваться даже на теоретическом уровне, если этот ущерб причинен нормативным актом государственного органа власти. Компенсация за ущерб в соответствии с Законом № 82/1998 Sb. Об ответственности за ущерб, причиненный при осуществлении государственных полномочий неправильным решением или действием в действующей редакции также не применим, если не выполнены условия для возмещения ущерба в соответствии с этим законом, поскольку не было принято постановление признать чрезвычайные меры незаконными.

Возможна ли компенсация ущерба, нанесенного в результате чрезвычайных мер, принятых Министерством здравоохранения?

После чтения предыдущего текста может показаться, что правительство вышеописанным способом намерено исключить свою ответственность за причиненный ущерб, ясно определенную Законом о кризисах. Однако по нашему мнению чрезвычайные меры MZČR со ссылкой на Закон об охране здоровья населения не ограничивают возможность возмещения ущерба в соответствии с Законом о кризисе. Согласно § 2 (c) в соответствии с положениями § 9 (1) Закона о кризисе все организационные или технические меры, предназначенные для урегулирования кризисной ситуации или устранения ее последствий, считаются антикризисными мерами.
Согласно § 2 (b) Закона о кризисе чрезвычайная ситуация определяется в соответствии с Законом о комплексной спасательной системе – нарушение критической инфраструктуры либо иная опасность, при которой объявляется чрезвычайная ситуация. В связи с тем, что меры MZČR были приняты в причинно-следственной связи с распространением COVID-19, по поводу которого чрезвычайное положение было объявлено в соответствии с Законом о кризисе, MZČR также действует согласно § 9 (b) Закона о кризисе, несмотря на то, что MZČR при принятии этих мер ссылается на Закон об охране здоровья населения.

Следовательно, возмещение ущерба в соответствии с Законом о кризисах должно быть выплачено всем пострадавшим организациям в связи с ограничениями, вытекающими из новых мер Министерства здравоохранения, введенных в соответствии с Законом об охране здоровья населения. Эти выводы тем более применимы, когда правительство своим Постановлением № 279, обнародованным в Сборнике законов под № 126/2020, признало чрезвычайные меры Министерства здравоохранения Чехии, что, по нашему мнению, узаконило их в смысле § 6 (б) Закона о кризисе.

Заключение

Невозможно с уверенностью определить причину, по которой правительство делегировало принятие «неприятных» антикризисных мер, существенно ограничивающих деятельность населения Чешской Республики, MZČR в форме чрезвычайных мер, принятых MZČR в соответствии с Законом об охране здоровья. Однако по нашему мнению, право потерпевших на получение компенсации согласно § 36 Закона о кризисе ни в коей мере не затрагивается этим странным маневром.

магистр Ян Томайер,
адвокат

Источник: epravo.cz